Юридическая компания «КМК»

Внесены изменения в положение о субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника при банкротстве

Дата новости: 08.12.2017

Последние изменения в положения о субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника при банкротстве.

Законодательство о банкротстве активно меняется, об этом свидетельствуют ежегодно вносимые изменения в Федеральный закон"О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) Федеральным законом от 29.07.2017 № 266-ФЗ были внесены масштабные изменения в него, а именно была введена глава, которая регламентирует положения об ответственности.

Таким образом, появление данной главы по сути подводит итог большому количеству поправок в Закон о банкротстве, которые были приняты ранее. Данные изменения по сути усложняют для недобросовестных предпринимателей возможность уклонения от добросовестной реализации ими своих обязанностей согласно процедуре банкротства юридического лица. Наиболее важные изменения заключается в следующем:

  1. Новыми поправками в Закон о банкротстве фактически увеличен перечень обстоятельств, при которых предполагается вина контролирующих лиц должника при банкротстве. Здесь имеется в виду ситуация, когда полностью невозможно погасить требования кредиторов.

    Законом о банкротстве введены новые положения, которые заключаются в том, что если возникает ситуация, когда должник при банкротстве не может полностью погасить требования кредиторов и при этом, невозможность погашения требования кредиторов считается возникшей вследствие действий контролирующего лица при следующих обстоятельствах:

    В случае отсутствия или искажении на момент введения процедуры наблюдения при банкротстве или признания должника банкротом документов, хранение которых являлось необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации; на дату возбуждения дела в арбитражном суде о банкротстве должником не внесены подлежащие обязательному внесению сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице: в единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных таким юридическим лицом документов, в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.

    Указанные новеллы в Закон о банкротстве по сути продолжают тенденцию законодателя к тому, что отсутствие документов, без которых невозможно проведение процедуры банкротства должника, которые являются важными, без которых фактически невозможны расчеты с кредиторами должника, является основанием для привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

    При этом такие нарушения должны обязательно приводить к существенного затруднения проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирования и реализации конкурсной массы, так как подобные нарушения свидетельствуют, что руководитель должника и иные ответственные лица намеренно не исполняли свои обязательства с целью недобросовестного уклонения от уплаты денежных средств при банкротстве компании либо затруднению формирования конкурсной массы. Указанное положение сформировано судебной практикой.

    Таким образом, для применения указанных положений кредитору необходимо доказать суду, что действия руководителя должника и иных ответственных лиц являлись причиной невозможности формирования конкурсной массы, когда из-за отсутствия необходимых документов невозможно определить имущество подлежащее включение в конкурсную массу.

    Как мы видим, в данном вопросе законодатель не подходит формально к этому вопросу, а поэтому у должника также появляется возможность оспорить требования кредитора о привлечении к субсидиарной ответственности.

  2. В законе введено положение, которое предусматривает возможность привлечения к субсидиарной ответственности фактического владельца бизнеса, извлекающего из него прибыль, данные о котором не отражены в ЕГРЮЛ.

    Фактически это означает, что к субсидиарной ответственности может быть привлечено лицо, реально владеющее бизнесом и дающее обязательные указания управляющим органам организации, а не только руководитель и номинальные учредители организации.

    Для того чтобы данное положение действовало в Законе о банкротстве, законодателем уточнено понятие контролирующего должника. Определены критерии признания лица контролирующим.

    Для признания должника контролирующим действуют как формальные признаки: родство, доля в уставном капитале, так и фактические признаки, позволяющие судить о реальном воздействии лица на определение действий должника через действия руководителей должника и членов органов управления иным образом, то есть вне реализации корпоративных прав, которыми обладают номинальные участники, так как обычно такие права либо отсутствуют у контролирующего лица, либо объем доли не позволяет определять действия должника формально, согласно положениям корпоративного законодательства.

    Помимо этого, предполагается, что лицо, которое извлекает выгоду из недобросовестного поведения руководителя должника либо органов управления должника является контролирующим лицом, так как предполагается, что данные действия указанных лиц были направлены исключительно на получение выгоду таким контролирующим лицом, и не могли повлечь получение указанной выгоду случайно.

    Таким образом, данное положение позволяет определять и привлекать к субсидиарной ответственности при банкротстве контролирующих лиц, когда фактически ни один из приведенных критериев не работает и нельзя доказать факт получения сведений от контролирующего лица руководителями банкротящегося должника и членами коллегиального органа управления.

    Фактически Закона о банкротстве не ограничивает на этом перечень оснований, согласно которым лицо может быть признано контролирующим. Это означает, что если суд на основании своего внутреннего убеждения посчитает, что лицо является контролирующим по отношению к банкротящемуся должнику, то суд обладает всеми полномочиями для привлечения его к субсидиарной ответственности. Однако, нельзя сказать, что такой риск существенен, так как исходя из законодательных новелл прослеживается, что реальная цель изменений привлечение лица к субсидиарной ответственности и это подтверждается тем, что в Законе о банкротстве предусмотрена возможность арбитражного суда уменьшить или полностью освободить от ответственности лицо, которое привлекается к субсидиарной ответственности в случае, если это лицо сможет доказать, что оно не оказывало определяющего влияния на деятельность юридического лица, осуществляло функции органа управления номинально и если благодаря данным представленным этим лицом фактически стало возможным установить действительно то лицо, которое фактически определяло деятельность должника, то есть контролирующее лицо. То есть теперь номинальный директор, которые обычно не обладает возможностью удовлетворить требования кредиторов, может раскрыть лицо, которое реально принимало управленческие решения, и если представленные им сведения окажутся достаточными, владелец бизнеса должен будет отвечать по долгам своей компании.

    Указанные положения в Законе о банкротстве фактически мало конкретизированы, что позволяет суду максимально эффективно реализовывать возможность привлечения к субсидиарной ответственности, однако же это и создает возможность для привлечения к ответственности лиц, которые фактически не являлись контролирующими или же являлись ими, но не совершали недобросовестных действий, направленных против удовлетворения требований кредиторов при банкротстве.

    До принятия данных положений суду было фактически невозможно привлечь лиц, которые формального не отвечали требованиям, установленных предыдущей редакции Закона о банкротстве.

  3. В размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица не включаются требования, принадлежащие этому лицу, либо заинтересованным по отношению к нему лицам.

    Указанные требования не подлежат удовлетворению за счет средств, взысканных с контролирующего должника лица. Отсутствие урегулированности данного вопроса на практике порождало достаточно трудностей при распределении имущества, которое могло быть получено от контролирующего должника лица в порядке привлечения его к субсидиарной ответственности. Кредиторы были вынуждены доктринально и через общие принципы добросовестности, недопустимости злоупотребления правом в суде обосновывать ошибочность подхода, при котором часть денежных средств, взысканных с ответственного лица, не распределяется между кредиторами, так как они фактически возвращаются обратно лицу, привлеченному к субсидиарной ответственности, потому что его требования также включены в реестр.

  4. Законодателем увеличен срок, в течение которого можно обратиться с заявлением о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. Законодателем введена возможность привлечения к субсидиарной ответственности в ходе любой процедуры банкротства, а также после завершения процедуры.

    Согласно новым положениям введенным законодателем обратиться с заявлением о привлечении контролирующего лица возможно в течение 3-х лет с момента, когда лицо, которое обладает правом на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований. Ранее в Законе о банкротстве указанный срок составлял 1 год.

    Законодателем также установлен новый перечень лиц, которые обладают правом на подачу такого заявления. Такими лицами являются: арбитражный управляющий, представитель работников должника, работники или бывшие работники должника, перед которыми у должника имеется задолженность, уполномоченные органы и конкурсные кредиторы.

    При этом ранее было предусмотрено, что с таким заявлением мог обратить только арбитражный управляющий, что несомненно не позволяло надлежащим образом защищать свои права остальным субъектам.

    Таким образом, можно резюмировать, что законодатель существенно расширил возможность привлечения лица к субсидиарной ответственности расширив перечень субъектов, имеющих право на подачу такого заявления и введя возможность подачи такого заявления на любой стадии банкротства.

  5. Законодателем введено положение, позволяющее кредиторам взыскивать денежные средства в свою пользу. Нововведения в отношении субсидиарной ответственности в законодательстве о банкротстве.

    В предыдущей редакции Закона о банкротстве содержалась короткая формулировка, в соответствии с которой денежные средства, взысканные с лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, подлежали включению в конкурсную массу; кроме того, предусматривалась возможность реализации требования о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по правилам ст. 140 Закона (уступка прав требований путем их продажи). Данное положение не устраивало кредиторов, так как на практике было совсем не ясно, кто и как должен выбирать способ распоряжения правом, какие механизмы воздействия есть у несогласных с выбранным способом кредиторов.

    Согласно новым положениям, закрепленным в ст. 61.17 Закона о банкротстве, налоговые органы и кредиторы, сумевшие добиться привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, получили возможность самостоятельно взыскивать с них денежные средства в сумме, которая соответствует размеру задолженности должника перед ними. При этом самостоятельно означает, что данные действия осуществляются без привлечения арбитражного управляющего и других конкурсных кредиторов. В Законе о банкротстве хорошо конкретизирована процедура выбора способа и его последующей реализации. Указанное положение в первую очередь защищает кредиторов в такой ситуации, когда арбитражный управляющий действует в интересах должника или лиц, контролирующих должника. Это в частности относится к ситуациям, когда вся масса прав требований к контролирующему лицу реализуется по заниженной цене.

  6. Законодателем установлена возможность инициировать привлечение контролирующего должника к субсидиарной ответственности и после завершения конкурсной процедуры.

    Таким нововведением, также существенно ограничена возможность недобросовестных действий в процедуре банкротства, а именно если раньше с прекращением процедуры банкротства контролирующие лица, которые фактически оказывали управление компаний могли не беспокоиться о том, что на них будет распространяться субсидиарная ответственность, то теперь и после завершения процедуры банкротства могут нести субсидиарную ответственность, так как предусмотрена возможность подачи заявления о привлечении к субсидиарной ответственности.

    По мнению законодателя, данная новелла должна предупреждать недобросовестные действия со стороны контролирующих лиц, так как в данном случае они будут понимать, что продолжают нести риски привлечения к субсидиарной ответственности.

    Срок, установленный для подачи такого заявления, составляет три года со дня завершения конкурсного производства (прекращения производства по делу).

    Среди положительных нововведений можно также выделить нововведения, которые подробно регулируют процедуру обращения с заявлением о привлечении контролирующего лица к субсидиарной ответственности.

    Законом о банкротстве также определено, что лица, привлекаемые к субсидиарной ответственности, имеют права и обязанности лица, участвующего в деле о банкротстве, как ответчики по иску, а также предусмотрено их право на обращение к должнику с регрессным иском по делу о банкротстве в размере выплаченной суммы, однако такое требование удовлетворяется после всех требований как внесенных в реестр, так и зареестровых. Таким образом, можно отметить, что указанные изменения носят положительный характер, так как направлены на препятствование недобросовестному должнику вывода своих активов в процессе банкротства.


Возврат к списку новостей

Яндекс.Метрика