Юридическая компания «КМК»

Субсидиарная ответственность родственников

Дата публикации: 25 Января 2021

«МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИХ БЛИЗКИХ»

1-232-e1512484582412.jpg Субсидиарная ответственность в наше   время взяла на себя роль наказания    недобросовестных топ-менеджеров за   ведение бизнеса с целью намеренного   доведения компании до состояния   банкрота.

 Необходимость сохранения активов первое, что приходит на ум, когда угроза привлечения к субсидиарной ответственности появляется на горизонте. И как по общему, сложенному годами, примеру все как один стараются вывести свои активы, не теряя фактического контроля над ними. В прошлом, лучшим решением было переоформление недвижимости на членов своей семьи или иных близких родственников.

Казалось бы, план идеальный, имущества у Вас нет, следовательно и взять нечего, что может пойти не так? Однако в настоящее время это является роковой ошибкой, которая в последствие мало того, что приведет к полной потере всего имуществ, так и наложит на вас статус недобросовестности. Законодатели следят за ухищрениями, которые реализуют руководители компаний с целью выведения активов из-под риска обращения, и постепенно внедряют механизмы, с помощью которых суд имеет возможность расширить круг лиц, которые разделят обязательства компании-банкрота.

2020 год в плане привлечения к субсидиарной ответственности стал шокирующим, не только по причине того, что заметен колоссальный рост привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, но и потому, что суд начал создавать реальную практику распространения субсидиарки на членов семьи и иных родственников, которые непосредственного отношения, как к руководству, так и к самой компании-банкроту не имеют.

От недобросовестных действий должника, которые, злоупотребляя своими правами, укрывают имущество, с целью исключения его из общей конкурсной массы, пострадают как правило добросовестные граждане, которые в рамках складывающейся практики не смогут обосновать законность своих действий по отчуждению имущества и в общем счете будут рисковать потерять всё нажитое непосильным трудом.

Какими бы благими целями вы не руководствовались, главное правило звучит следующим образом: не следует переоформлять имущество, выводить деньги на родственников и иных близких вам людей. Суд не имеет полномочий привлечь к субсидиарной ответственности всех родственников, просто по причине родства, однако конкурсным управляющим будут предприняты попытки доказать, что лицо, находящееся в родственных связях, имеет определенную степень вовлеченности в деятельность копании, получает выгоду или целью действий по отчуждению имущества являлось недобросовестное сокрытия активов. И в случае, если суд поверит, выстроить конкурентоспособную позицию защиты не так уж и легко.

Казалось бы ранее, если ты не имел отношение к компании-кредитору и никаким образом не руководишь, не получаешь прибыль от недобросовестного ведения бизнеса, который довел компанию до такого состояния, то к тебе не придерешься и можно жить спокойно.

Однако: в 2020 году Верховный суд в Определении №305-ЭС19-13326 от 23 декабря 2019 г. разъяснил, что если вы мешаете кредиторам получить свои средства в рамках конкурсного производств, то вы автоматически можете разделить субсидиарную ответственность банкрота.

Передача близким родственникам имущества в рамках безвозмездной сделки, рассматривается судом, как причинение вреда кредитору, так как, если бы данное имущество не выбыло из собственности руководителя, то за его счет, возможно было бы погасить его субсидиарные долги в рамках банкротства. Тем самым суд приходит к выводу, что вы путем получения каких-либо активов на безвозмездной основе, мешаете кредиторам получить исполнение своих обязательств в рамках конкурсного производства.

Возникает небезосновательный вопрос, за что же меня, как лицо, не имеющее никакого отношения к банкроту, привлекают к субсидиарной ответственности?

На этот вопрос Вам отвечает Верховный суд Российской Федерации, в своей недвусмысленной формулировке: «за умышленные действия, направленные на создание невозможности погасить требования кредиторов». А если Верховый суд говорит, нижестоящие суды активно начнут на это ссылаться в скором времени.

 

Главное не паниковать, если аналогичная ситуация наступила в Вашей жизни. В данном случае поспешность неуместна и только усугубит ситуацию.

Необходимо продумать и детально сформулировать позицию своей защиты.

По нашему мнению в подобных ситуациях, только активная защита сможет отразить нападки конкурсных управляющих на ваше законное имущество.

Выстраивая свою линию защиты, необходимо доказывать следующие основные аргументы:

1) лицо не давало каких-либо указаний, которые влияли на решения компании;

2) лицо не совершало сделок по выводу активов в рамках деятельности компании-банкрота;

3) лицо не знало о деятельности должника-субсидиарщика;

4) обосновать цель проводимой сделки по получению активов;

5) доказать реальность сделки по отчуждению активов должником-субсидиарщиком;

6) доказать фактическую передачу активов новому собственнику, его реальное владение и пользование данным активами;

7) показать отсутствие цели скрыть имущество от взыскания;

8) доказать, что покупка активов произведена за счет личных средств (в случаях с возмездной сделкой);

9) доказать, что покупка том-менеджером переданных итоговому владельцу имущества производилась не за счет выведенных из должника активов.

 

Важно: ответственность конечных обладателей активов, ограничена стоимостью полученных активов. Это положение также достаточно четко видно из решения Верховного суда РФ и в нынешних условиях выглядит достаточно справедливо и логично.

 

ВЫВОДЫ:

Субсидиарная ответственность фактически рассматривается кредиторами как единственная возможность компенсации понесенных потерь, именно поэтому взыскивать активы они будут пытаться со всех поголовно, кто хоть отчасти связан с руководителями-субсидиарщиками и начнут с самых близких, а именно: родственников и членов семьи.

Нельзя забывать, что настоящий год, ввиду пандемии очень нестабильный в финансовом плане, в недалеком будущем вполне ожидаемо увеличение признаний компаний банкротами, и как следствие привлечение к субсидиарной ответственности, расширение круга лиц с которых возможно увеличивать конкурсную массу.

Реальных кейсов по факту привлечения лиц, за умышленные действия, направленные на создание невозможности погасить требования кредиторов на настоящий момент нет, но именно в 2020 году Верховный суд РФ дал официальный старт на создание подобной практики.

Что из этого выйдет? На этот вопрос можно будет ответить только спустя время, когда данную позицию Верховного суда начнут реализовывать нижестоящие инстанции.

Обезопасив свои активы сегодня, вы одержите победу в войне с конкурсными кредиторами еще до ее начала.

У юристов компании «КМК» имеются разработанные и проверенные временем и практикой методы защиты активов и мы с удовольствием готовы прийти к Вам на помощь.

 


Поделиться:

Возврат к списку статей

Яндекс.Метрика